Сегодня Арт Деко всемирно признается синонимом эффектности. Зародился он как стиль в 1908 - 1912 годы, достиг расцвета между 1925 и 1935 годами. Сам термин происходит от названия международной выставки декоративных искусств и ремесел 1925 года Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes, но как термин, обозначающий художественный стиль, возник в 1966-м году, после возрождения выставки в Париже. До этого его называли "джазовый модерн", "зигзаг модерн", "обтекаемый модерн".
Очень популярный и распространенный в свое время арт деко, и в наши дни остается эффективным средством воссоздания элегантности и роскоши. Своему возникновению арт деко обязан влиянию таких различных источников как Арт Нуво, кубизм и Баухауз с одной стороны, древниего искусства Египта, Востока, Африки, Америки с другой.
Арт деко сочетал в себе одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность. Представители этого стиля игнорировали массовое промышленное производство товаров, они стояли за эксклюзивное изготовление предметов. В производстве изделий использовались ценные и дорогие материалы - змеиная кожа, слоновая кость, бронза, кристаллы, экзотическая древесина. Излюбленными формами были геометрические орнаменты из шести-, восьми-угольников, овалов и кругов, треугольников и ромбов. Кроме того широко использовались растительные формы недавно распространенного модерна, различные цитаты из классицизма, а также заимствования из египетской, африканской и других экзотических культур.
Таким образом, в Арт Деко можно выделить множество направлений: элегантно-классический, экспрессивно-экзотический, а также различные модернистские варианты.
Арт Деко начался с упоения роскошью и орнаментом, но впоследствии этот стиль изменил напрвление в сторону концепции функционального дизайна, впервые выдвинутой Баухаузом, и это произошло, когда немецкие дизайнеры прибыли в Америку, спасаясь от преследований в фашистской Германии, и привнесли свои идеи в американскую школу Арт Деко. В 1930-40 годах США охватила мода на "модерн" в стиле Арт Деко. Обтекаемые силуэты новой мебели, такой как в голливудских фильмах, пользовались огромной популярностью. Количество предметов ручной работы было ограничено, но был налажен выпуск огромного потока недорогих изделий Арт Деко. Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных, массивных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. Ручки изготавливали из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев. Популярны были сочетания черного и светлого лака. Возникла необходимость в многофункциональной мебели "чем компактнее, тем лучше". Ступенчатый силуэт, характерный для многих работ Франкла, прост и компактен. Прямоугольные очертания соотносятся с модернистскими направлениями , в то время как использование драгоценных пород дерева напоминает о традициях французских краснодеревцев.
В 1933 году Марсель Бройер, будучи членом Баухауза, создал первый обтекаемый стул из стальных трубок. Его проект был задуман еще в 1928 году. Находясь под впечатлением от руля своего велосипеда, Бройер первым применил стальные трубки в производстве мебели. Свободнонесущая конструкция кресла, делающая ненужными ножки, для того времени была революционной. Популярность этой формы, некогда считавшайся величайшим достижением конструкторов, привела к бесконечному ее повторению и копированию. Поэтому сейчас она выглядит совершенно обыденно. В некотором смысле, это кресло, изготовленное из хромированных стальных трубок, крашенного дерева и парусины, ознаменовало окончательный разрыв с традициями, конец эпохи Арт Деко и приход "интернационального" стиля.
|