Определение "китч” появилось относительно недавно и означает оно одну из категории интерьеров. Основной идеей китча является насмешка над историей и художественными традициями, вкусами и стилями. Это своего рода нигилизм в архитектуре, отрицающий все ее предыдущие достижения. Вещи в стиле китч входят в моду, когда старые образцы приедаются и вызывают тоску, а новая эстетика еще не сформировалась. Исторически это обычно совпадает с какими-то кризисами: социальными или экономическими, когда обстановка становится нестабильной, а общество ждет перемен. И поэтому мода на вещи в таком стиле достаточно кратковременна.
Но всегда существует определенное количество людей, в характере которых присутствует некий нигилизм от природы, им нравится ставить окружающих в недоумение, опровергать авторитеты. Такие люди в любую эпоху, мягко говоря, оригинально одеваются и столь же оригинально обставляют свое жилье. Так что китч, как стиль, присутствует постоянно.
Как правило, китч рождается от чрезмерного богатства и пресыщенности или, наоборот, от вопиющей, бросающий вызов бедности. Но в любом случае - это стремление эпатировать, таким образом, проявив свою неординарность.
Китч от богатства рождается еще и как реакция архитекторов на необходимость следовать вкусам некоторых заказчиков, имеющих специфическое представление о стиле и красоте. Когда все попытки профессионала-дизайнера убедить такого заказчика в, скажем, рискованности воплощения в жизнь его пожеланий разбиваются о твердую уверенность того в своей правоте и собственном исключительном вкусе.
Вот пример такого интерьера, когда заказчик, по принципу "никто мне не указ", настаивает на воплощении в своем жилье полюбившихся ему с детства интерьеров античной Греции. Тогда и появляются в типовых городских квартирах псевдоантичные колонны, портики и кариатиды, причем в самых неожиданных местах, например, в дверном проеме. Иногда, возможно по иронии архитектора, атланты и кариатиды имеют и портретное сходство с хозяевами жилища.
Вообще, как правило, излюбленной темой стиля китч являются псевдоисторическая архитектура и интерьеры. Остроконечные башни и башенки загородных коттеджей в обилии "украшающих" такие произведения, узкие готические окна в сочетании с современными жалюзи и рулонными ставнями, и соответствующее внутреннее убранство: огромную "рыцарскую" гостиную украшает электрический камин. Все это типичный китч, но не ироничный, а серьезный. Когда хозяин не то, что не замечает подделок, он уверен, что они производят впечатление подлинников.
Такой китч, возникающий от неумелого подражательства благородным образцам, уходит своими корнями в далекое прошлое. Это стиль провинциальных дореволюционных гостиниц, стремящихся походить не иначе, как на "Асторию" в Петербурге. И тогда бархат заменяют на плюш, позолоченные багеты - на толстые лепные рамы, покрытые бронзовой краской "под золото", а "картины" заказывают у базарного мастера, с непременным сохранением сюжета. Мраморные барельефы стен и колонн можно нарисовать, чем тратиться на настоящий благородный камень. А вот проделав все это, можно наслаждаться скопированной красотой и кичиться собственным "богатством". Так что русский аналог слова китч существовал давно и, что самое интересное, довольно точно отражал смысл понятия.
Помимо китча, возникающего как подделка под "благородство" на полном серьезе, есть, как мы уже говорили, китч как стиль в искусстве. Его суть в осознанном стремлении к созданию вещей-отрицаний и произведений-насмешек. Это как раз то чувство, которым руководствуются даже известные мэтры-дизайнеры, с юмором создавая иногда шедевры-пародии.
Так на Миланской мебельной выставке 2002 года, как писалось в репортажах, "было много мебели в стиле неукрощенного, бьющего через край, роскошного китча". Например, "дворцовые" кровати и затейливые диваны с атласной обивкой и золочеными ножками.
А известный дизайнер Филипп Старк однажды удивил всех уродливыми (но достаточно смешными) гномиками, выполненными в базарно-лубочном стиле и использованными в виде ножки стола. А потом он создал и люстру в виде стеклянных полок, на которых стоят хрустальные вазы-плафоны и назвал этот светильник "Шрамы роскоши". Этот остроумный предмет - добрая ирония старого мэтра над теми, кто любит демонстрировать свое богатство.
Но бывает и китч-интерьер от бедности, у него совсем другой другой облик. Он имеет много общего с уличным стилем граффити и неформальным мировосприятием . В таких интерьерах основными материалами являются полиэтиленовые занавески, самодельные перегородки, настенная живопись из аэрозольных баллончиков с ярко-кислотными красками и мебель, найденная на свалке. Такой интерьер менее подражателен, чем его богатый родственник, а ирония в нем уступает место агрессии. Жить в таком интерьере можно только с определенным состоянием души, которое не может длиться долго.
В странах Запада, где изысканными и стильными интерьерами никого уже не удивишь, существовали одно время даже рекомендации в журналах по дизайну, как можно самому оформить свое жилище, превратив его в произведение искусства. Эстетика так называемого "народного дизайна" основывалась на том, что каждый человек обладает определенным творческим потенциалом и самобытным чувством красоты.
В этих журналах, например, можно прочитать совет: оторвать обои с части стены и по трафарету закрасить образовавшиеся отверстия. Трафареты для большей художественной выразительности рекомендовалось менять от полосок и кружков до силуэтов животных и птиц. А как вам совет по преобразованию надоевшей мебели? Для этого надо, оказывается, только содрать с нее лак местами и нанести на эти участки краску в виде позолоты. Можно было также для превращения вашего шкафа в дизайнерский шедевр обмотать его ножки серебристой изолентой.
В нашей стране тоже есть дизайнеры - приверженцы такого стиля. Недавно в известной телевизионной передаче решили обновить старый бабушкин торшер с помощью прикрепленных к плафону бигуди, а полированный сервант тоже "модернизировали", нарисовав местами довольно яркие веселенькие полоски.
Итак, китч, как причудливое порождение нашего времени, стал уже частью истории дизайна и вполне самостоятельным незамысловатым стилем.
|